

У дяди Вани есть идея
Хайп добрался и до области интеллектуальной собственности, и на фоне новостей как грибы после дождя растут в медиа заголовки с пугающими ложными сведениями на тему брендового беспредела и незаконного импортозамещения.
Обратимся вначале к фактам. Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р ряд стран были признаны «недружественными» (причем Распоряжение относится исключительно к финансовым обязательствам, об интеллектуальной собственности там ничего нет), а многие иностранные компании объявили о приостановке или прекращении бизнеса в России.
После этого из каждого рупора стали кричать об импортозамещении, причем импортозаместить почему-то надо так, чтобы в основе был известный иностранный бренд, искаженный на новый лад. Отсюда и появились вначале в шутку бесконечные мемы на тему дяди Вани вместо Макдональдса и Идеи вместо Икеи, а потом эти же шуточные логотипы благополучно отправились вереницей в Роспатент в виде заявок на товарные знаки, а за ними последовали уже в открытую заявки на бренды DIOR, TELSA, LOUIS VUITTON и т.д.
В этот момент СМИ начали писать о том, что Роспатент регистрирует отечественные бренды-копии, что противоречит законодательству в области товарных знаков, потому что копия или пародия не может быть зарегистрирована как товарный знак из-за сходства с более ранним оригиналом.
Роспатент даже опубликовал официальное разъяснение на тему резонансных заявок и пояснил, что факт подачи заявки не означает факт регистрации товарного знака. Роспатент, конечно, обязан принять все заявки и рассмотреть, если оплачены соответствующие пошлины, потому что так написано в Регламенте, но в соответствии с положениями Гражданского Кодекса РФ, такие знаки будет отвергнуты экспертизой на основании сходства или введения потребителей в заблуждение.
Несмотря на уход с российского рынка, иностранные компании продолжают быть полноправными владельцами своих товарных знаков, и использовать или регистрировать их без разрешения нельзя. По Гражданскому кодексу, товарный знак можно аннулировать и зарегистрировать свой такой же только в том случае, если знак не использовали в течение трех лет.
Пока что, какими бы привлекательными ни казались чужие товарные знаки, чтобы занять освободившиеся ниши, рекомендуем придумать свой бренд, зарегистрировать его в Роспатенте и развивать.
https://rospatent.gov.ru/ru/news/rapsi-interview-zubov-12042022