Суд установил границы права Adidas на три полоски
Известный модный дизайнер Том Браун 12 января 2023 года отстоял в суде г. Нью-Йорка право использовать в дизайне одежды параллельные полоски – в своём иске против него компания Adidas требовала компенсацию в размере почти 8 миллионов долларов США.
Дизайнер использует на одежде четыре полоски, тогда как в многочисленных товарных знаках Adidas, охраняющихся по всему миру, полосок только три. В ходе разбирательства предстояло установить, подумает ли потребитель, увидевший на костюме или носках четыре полоски, что они относятся к знакомому ему бренду Adidas, или воспримет полоски просто как абстрактный рисунок.
Ещё в 2007 году дизайнер Том Браун получил от компании Adidas претензию за использование в дизайне трёх полосок – и в ответ на это добавил к ним четвёртую, на чем конфликт был исчерпан. Однако в последующие годы премиальные костюмы Тома Брауна росли в популярности по всему миру, линейка одежды расширялась и стала включать всё больше спортивных моделей, что не понравилось Adidas и привело к подаче иска против дизайнера в 2021 году.
Суд, между тем, поддержал позицию Брауна, юрист которого на заседании заявил, что полоски сами по себе не принадлежат Adidas. Дизайнер считает, что эта победа может вдохновить независимые бренды в защите от крупных компаний-монополистов.
Adidas, хоть и разочарован решением суда, но не намерен сдаваться и планирует продолжать борьбу за свои интеллектуальные права.
Три полоски используются компанией Adidas на одежде и обуви ещё с 50-х годов прошлого века, и зарегистрированы в качестве товарных знаках в различных вариациях: и в виде логотипа «лесенкой», и в виде позиционных товарных знаков – при использовании на рукавах куртки, боковом шве спортивных штанов или внешней стороне кед. Есть даже отдельные знаки со словами «The brand with the 3 stripes» («Бренд с тремя полосками») и «The power of 3» («Сила 3»).
При этом компания по всему миру ревностно охраняет свой бренд от размытия, пресекая любое использование на одежде и обуви полосок другими компаниями – и не только когда таких полосок три, но даже две, или четыре. Adidas нередко удавалось добиться успеха против использующих такие дизайны производителей – например, в деле против компании Payless Shoes, которая производила кроссовки с двумя и четырьмя диагональными полосками на боку, и была вынуждена выплатить компенсацию Adidas по решению суда. В качестве успешного примера защиты, специалистам «Патентики» приходилось отстаивать товары с рисунком в виде двух полосок – по случайному совпадению, тоже кроссовки – уже на российском рынке от признания контрафактом на основании товарных знаков компании Adidas, путём подготовки экспертного заключения для представления в таможенные органы.
Защита товарных знаков – процесс, в котором нельзя поставить точку: на рынке всегда есть кто-то, кто может решить воспользоваться репутацией известного бренда или случайно использовать что-то, что кто-то когда-то уже придумал до него. Возможно, история противостояния Тома Брауна и Adidas продолжится – и тогда мы обязательно расскажем о ней.