Суд поддержал The Coca-Cola Company: бренд «Черноголовки» под угрозой Суд поддержал The Coca-Cola Company: бренд «Черноголовки» под угрозой

Суд поддержал The Coca-Cola Company: бренд «Черноголовки» под угрозой

The Coca-Cola Co. удалось отстоять свои интересы в Суде по интеллектуальным правам: Роспатент проведёт повторную проверку нового бренда компании «Напитки из Черноголовки» на охраноспособность.

Любители лимонадов хорошо знают такие классические напитки как «Байкал», «Дюшес», «Тархун» и «Буратино». Одним из наиболее популярных и узнаваемых производителей этих безалкогольных напитков в России является ООО «Напитки из Черноголовки-АКВАЛАЙФ» (далее – «Напитки из Черноголовки»).

В 2018 году «Напитки из Черноголовки» решили внедрить в свою линейку газировки новый продукт и подали заявку на регистрацию товарного знака «Fantola». Регистрация состоялась, производство набирало обороты и, очевидно, эта бизнес-идея обернулась успехом: постепенно «Fantola» стала заметной на рынке.

Какие ассоциации вызывает слово «Fantola»? Крупнейший мировой производитель безалкогольных напитков The Coca-Cola Company считает, что оно образовано от сочетания “Fanta” и “Coca-Cola”. Тем временем, эта компания владеет правами на соответствующие товарные знаки ещё с 1960-х годов. Бренды “Fanta” и “Coca-Cola” – одни из самых успешных и самых узнаваемых во всём мире, включая Россию. Именно поэтому, когда бренд «Fantola» начал завоевывать лояльность российских потребителей, The Coca-Cola Co. сильно обеспокоилась.

Конфликт начался с подачи The Coca-Cola Co. возражения против предоставления охраны товарному знаку «Fantola» со ссылкой на приоритет регистрации «Fanta». Роспатент в удовлетворении этого возражения отказал, но The Coca-Cola Co. решила обжаловать отказ в суде: в апреле 2022 г. компания подала заявление о признании решения Роспатента недействительным. Примечательно, что спустя месяц российское правительство опубликовало обновленный перечень недружественных стран, в который, в том числе, войдут США. Несмотря на то, что The Coca-Cola Co. – американская компания, Суд по интеллектуальным правам РФ принял её заявление и рассмотрел его в общем порядке (номер дела – СИП-353/2022).

Судебный процесс был образцом состязательности – каждый участник активно отстаивал свою позицию. В частности, Роспатент, доказывая законность своего решения в отношении возражения The Coca-Cola Co., утверждал, что обозначения Fanta» и «Fantola» не похожи, ведь последнее имеет больше слогов, иначе звучит. Вдобавок было  раскритиковано представленное The Coca-Cola Co. социологическое исследование. Однако Суд по интеллектуальным правам всё же принял сторону заявителя: учитывая степень известности товарного знака «Fanta» в России, а также объективную возможность смешения «Fanta» и «Fantola» потребителями, суд признал решение Роспатента недействительным.

Дело The Coca-Cola Company и «Напитки из Черноголовки» – наглядный пример того, как работает защита интеллектуального права в современном мире: в первую очередь, правовые механизмы «заточены» на поддержку авторов творческих проектов, на пресечение паразитирования на чужой репутации. Бизнес порой толкает его участников на принятие невзвешенных, сомнительных решений, в том числе и на попытку сымитировать, скалькировать чужую идею, чтобы повторить чужой успех. По мнению экспертов Патентики, по-настоящему хороший потенциал имеют только самостоятельно разработанные средства индивидуализации, а сэкономив на уникальности бренда, можно потерять немалые деньги на дорогостоящих судебных процессах.