Охраняем домен с помощью товарного знака: как избежать киберсквоттинга Охраняем домен с помощью товарного знака: как избежать киберсквоттинга

Охраняем домен с помощью товарного знака: как избежать киберсквоттинга

Давайте с ходу попробуем ответить на вопрос: имеются ли гарантированные способы избежать ловушки киберсквоттеров? Понятно, что никакой относительно успешный бизнес не застрахован от атак на используемый им домен, однако все же некоторые эффективные способы защиты от злоумышленников существуют. О них и пойдет речь в данной статье.

В целом киберсквоттинг для большинства людей понятие малознакомое, но только до того момента, пока не объяснишь его значение.

В действительности почти каждый сталкивался в Интернете с доменами или сайтами, копирующими либо похожими на известные бренды, однако к этим брендам никакого отношения не имеющими. Часто размещенные на таких доменах сайты предлагают товары аналогичные товарам компании, владеющей товарным знаком, однако еще чаще на этих доменах какие-либо сайты вовсе отсутствуют.

В большинстве случаев деятельность киберсквоттеров связана с регистрацией на свое имя или на имя контролируемых ими лиц доменных имен, сходных с уже существующими известными доменами либо товарными знаками. В дальнейшем такие доменные имена предлагаются к продаже владельцам брендов или же выставляются на продажу для всех желающих. В отдельных случаях киберсквоттеры могут использовать сходные домены для получения выгоды путем размещения на них сайтов, копирующих сайт правообладателя, либо совершения мошеннических действий.

Как правило, целью киберсквоттеров являются компании, владеющие известными и «раскрученными» брендами. Привлечение внимания к сайтам, размещенным на сходных доменах, позволяет киберсквоттерам в нарушение законодательства об охране конкуренции пользоваться репутацией популярной компании и ее товарного знака, получая выгоду от путаницы и ошибок пользователей.

Однако и начинающие компании, которые владеют привлекательными доменами, но по каким-то причинам еще не успевшие зарегистрировать свой товарный знак, также могут быть уязвимы для киберсквоттеров. В этом случае ситуация может быть еще более опасной. Помимо регистрации сходных доменных имен, что может отвлечь потенциальных клиентов от основного сайта компании, злоумышленники могут раньше самой компании зарегистрировать используемое в ее доменном имени обозначение в качестве собственного товарного знака. Это дает им возможность получить законное право запрещать использование этого обозначения другими лицами как в доменных именах, так и на сайтах, маркетплейсах, в социальных сетях и т.п. В результате этого компания, если своевременно не предпримет действий по защите своей интеллектуальной собственности, может потерять не только собственный домен, но и подвергнуть риску весь бизнес.

Так какие же эффективные способы существуют для защиты доменного имени от киберсквоттеров? На самом деле есть несколько стратегий, которые позволят снизить риск стать жертвой злоумышленников.

Первым и обязательным условием является регистрация обозначения, используемого в доменном имени, в качестве товарного знака. Товарный знак – это законный способ защитить имя компании, ее логотип, домен и индивидуализировать выпускаемые ею продукты. Товарный знак дает исключительное право его владельцу использовать любым законным способом, а также дает законное право запрещать использование своего обозначения другим лицам.

Очевидно, что наилучшим вариантом будет регистрация в качестве товарного знака обозначения в том же виде, как оно используется в доменном имени. Если же такой возможности нет, следует постараться сделать товарный знак максимально сходным с обозначением в домене. В том случае, если компания ведет деятельность на территории нескольких государств, товарный знак рекомендуется зарегистрировать в каждой их них. С этими вопросами правильнее всего будет обратиться к специалистам по товарным знакам. Они, помимо того, что помогут с визуальным оформлением и формулировками, также предоставят подробную консультацию по процедуре регистрации товарного знака в России и в других юрисдикциях.

Если товарный знак у компании уже зарегистрирован, в целях противодействия киберсквоттерам разумным будет заблаговременно зарегистрировать все вероятные доменные имена, связанные с брендом или названием продукта и компании, в том числе в различных доменных зонах, чтобы таким образом лишить нарушителей возможности занять доменные имена, сходные с товарным знаком правообладателя.

Помимо изложенного, следует регулярно мониторить доменные зоны, в которых компания осуществляет деятельность, на предмет появления имен, сходных или связанных с зарегистрированным товарным знаком. Одним из инструментов для отслеживания информации о доменных именах и их владельцах, зарегистрированных в сети Интернет, является сервис WHOIS. Однако следует иметь ввиду, что чаще всего информация о владельцах доменов-физических лицах скрыта, а полная информация может быть предоставлена только по запросу суда, правоохранительных органов и по адвокатскому запросу.

При обнаружении домена или сайта, где незаконно используются принадлежащие вам товарные знаки, рекомендуется своевременно предпринимать меры по пресечению незаконных действий киберсквоттеров путем направления им претензий с требованием прекратить нарушение интеллектуальных прав. До направления претензии следует зафиксировать факт использования товарных знаков без разрешения правообладателя, определить период такого использования, рассчитать предполагаемый размер убытков, который мог быть причинен владельцу товарного знака неправомерными действиями и др.

Чтобы избежать досадных ошибок при составлении претензии и соблюсти требования законодательства разумным будет обратиться к юристам, специализирующимся на защите прав интеллектуальной собственности. Они помогут установить администратора домена, собрать и зафиксировать доказательства, грамотно составить текст претензии со ссылкой на законодательство. Своевременная и квалифицированная помощь позволит сэкономить время, средства, а также эффективно защитить интеллектуальные права.