СТАРТАП: КАК ЗАЩИТИТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ СТАРТАП: КАК ЗАЩИТИТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

СТАРТАП: КАК ЗАЩИТИТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

Стартап-проекты часто связаны с творчеством: оригинальные бизнес-модели, инновации, внедрение новых продуктов и средств производства. Когда молодой предприниматель видит первые результаты мозговых штурмов, он задается справедливым вопросом: как закрепить за собой сгенерированные идеи? В самом деле, охраняемая законом и защищаемая правообладателем интеллектуальная собственность – это полезный для бизнеса инструмент. С его помощью можно бороться с незаконным использованием разработок и размытием бренда, что определенно повысит вашу конкурентоспособность. Кроме того, юридическая организация нематериальных активов будет работать в пользу вашей привлекательности для инвесторов, а в ряде случаев и вовсе предоставит возможность интернационализировать бизнес. Мы подготовили эту статью для новых участников рынка, которые хотят защитить свою интеллектуальную собственность.

  1. «Первое правило клуба»

 Перед тем как поведать всему миру о том, насколько гениален ваш план или продукт, вспомните, что обратного пути не будет. Предав огласке значимую информацию о созданном изобретении или дизайне, вы моментально лишите его ключевого качества – новизны. Для того, чтобы получить патент на изобретение, промышленный образец или полезную модель, нужно соблюсти ряд условий, определенных в законе. В частности, необходимо, чтобы ваше техническое решение никогда и нигде в мире не упоминалось посредством печати, радиовещания и телевидения.

Кроме того, следует иметь в виду: если государство предоставит охрану вашей интеллектуальной собственности, вы получите не только красивое свидетельство о регистрации, но и отдельную страницу в общедоступном реестре. В этой связи предпринимателю нужно заранее разобраться, какие идеи следует воплотить в результаты и запатентовать, а какие хранить в качестве секретов производства. Защитить ноу-хау можно, в первую очередь, через введение в организации ограниченного доступа к конфиденциальной информации и заключение соответствующих соглашений о неразглашении. Также будет полезной консультация с юристами о целесообразности режима коммерческой тайны.

Таким образом, первый шаг – соблюдение конфиденциальности.

  1. «Otium post negotium»

Если нематериальные активы вашего бизнес-проекта создаются третьими лицами (например, вы подрядили дизайнера для разработки собственного бренда), стоит позаботиться о том, чтобы соответствующая интеллектуальная собственность остались внутри компании. Для этого нужно с осмотрительностью подойти к заключению договоров, в том числе и корпоративных.

Рассмотрим ситуацию, в которой вы поручили своему сотруднику создать изобретение, полезную модель или промышленный образец. Если договор с этим работником не содержит специальных оговорок, считается, что вы должны в течение полугода либо подать заявку на выдачу патента, либо передать это право другому лицу, либо уведомить работника о том, что информация о созданном объекте остаётся в тайне. В противном случае право на получение патента уходит к работнику, а работодатель сможет использовать этот объект только по лицензии.

Так, второй шаг – грамотно составленные трудовые и гражданско-правовые договоры.

  1. «Успех неминуем?»

Далеко не все результаты интеллектуальной деятельности охраняются законом, есть определенный список. В этом перечне можно выделить произведения (науки, литературы, искусства); программы для ЭВМ; изобретения; промышленные образцы; секреты производства (ноу-хау) и товарные знаки (знаки обслуживания). По каждому объекту законодательством предусмотрены специальные требования для получения правовой охраны, каждый объект имеет свои особенности защиты.

Определить, возможно ли предоставление охраны вашему произведению, техническому решению или средству индивидуализации, помогут специалисты в сфере интеллектуальной собственности. Патентные поверенные проведут нужный анализ и поиски. В результате вы получите представление о шансах успешной регистрации.

Третий шаг – проверка разработок на патентоспособность.

  1. «Дорогу осилит идущий»

Однако никто не сможет заранее гарантировать вам получение патента. Когда регистрирующий орган проводит экспертизу заявки на патент по существу, он может усомниться в патентоспособности объекта, направить заявителю запросы.

Не стоит бояться таких запросов. Более того, даже если Роспатент вынесет по вашей заявке отказное решение, это не предрешит судьбу вашего продукта. Сам по себе отказ Роспатента в патентовании или регистрации средства индивидуализации не означает, что ваш результат интеллектуальной деятельности не может или не должен охраняться. Любые решения Роспатента могут быть обжалованы в Палате по патентным спорам либо в Суде по интеллектуальным правам.

Помимо сомнений Роспатента, возможно, придётся иметь дело с возражениями третьих лиц. Любое лицо, считающее, что регистрация вашего объекта тем или иным образом не соответствует текущему законодательству, вправе оспорить решение о предоставлении охраны, подав соответствующее возражение в Палату по патентным спорам. Возражения так же можно преодолеть. Для этого тоже рекомендуется обратиться за квалифицированной помощью специалистов в сфере интеллектуальной собственности.

Следующий, четвертый шаг – борьба за регистрацию.

  1. «Особые приметы»

Многие стартапы в настоящее время образуются вокруг интернет-ресурсов. При этом не всем известно, что домены имеют особый правовой режим. Дело в том, что доменное имя не признается объектом интеллектуальной собственности. Запустив онлайн-платформу для непосредственной реализации или продвижения вашего бизнеса, вы не получите монополию на то обозначение, что вы использовали в качестве доменного имени.

Регистрация товарного знака решает эту проблему. Товарный знак открывает многие возможности, в том числе и право приоритетной покупки домена. Сегодня продвижение бренда в интернете жизненно необходимо для роста стартапа. Именно поэтому товарный знак и одноименный домен могут стать большим конкурентным преимуществом. Станьте заметными и узнаваемыми для клиентов, контрагентов и инвесторов – создайте свой бренд.

Пятый шаг – получение средств индивидуализации.

  1. «Доверяй, но проверяй»

Предположим, вы получили нужные патенты и обзавелись средствами индивидуализации. Миссия по защите интеллектуальной собственности выполнена? На самом деле она только начинается.

Чем больше коммерческий успех вашего проекта, тем выше шансы, что недобросовестные конкуренты захотят незаконно использовать ваши разработки либо выдавать себя за ваших партнеров. Если вы обнаружили, что вашу интеллектуальную собственность без разрешения используют либо имитируют, нужно собрать соответствующие доказательства и привлечь нарушителей к ответственности. В зависимости от обстоятельств, можно обратиться в суд (для привлечения нарушителя к гражданско-правовой ответственности, например, для взыскания с него компенсации), полицию (уголовная ответственность) или антимонопольную службу (административная ответственность).

Не стоит забывать и о внесудебной защите прав. Правообладатель может самостоятельно, либо обратившись за юридической помощью, провести переговоры с предполагаемым нарушителем и попробовать разрешить конфликт мирным путем.

Последний шаг – мониторинг нарушений интеллектуальных прав.

            Epilogue

Таким образом, защита интеллектуальных прав состоит из многих составляющих: поддержания конфиденциальности, подробных и прозрачных договоров с сотрудниками и контрагентами, своевременных консультаций от патентных поверенных, успешного взаимодействия с Роспатентом, бренд-менеджмента и постоянной проверки деятельности конкурентов. Патентика сопровождает своих клиентов на каждом шаге этого пути, помогая пройти его с оптимальными временными затратами и финансовыми вложениями.