Новые правила ЕАЭС
На заседании Евразийского межправительственного совета 2 февраля 2024 года в г. Алма-Ата правительства стран-членов ЕАЭС (Россия, Казахстан, Армения, Белоруссия и Киргизия) пришли к решению о создании единой системы управления таможенными рисками, действующей на территории союза.
В границах Евразийского экономического союза действует положение о беспошлинной торговле между его членами, а новая согласованная система включает в себя в том числе и возможность доначисления таможенных пошлин на товары, которые были оформлены в одной стране, а затем ввезены в другую с указанием заниженной стоимости.
Эта инициатива имеет непосредственное отношение к торговле, в особенности на автомобильном рынке, где уже неоднократно были случаи ввоза машин с указанием заниженной стоимости.
Единая система управления рисками позволит поддерживать развитие внутреннего производства, а также увеличит поступления в бюджет. Контроль за начислением (или доначислением пошлин) будет осуществляться через отчеты, направляемые из таможенных органов в Евразийскую экономическую комиссию, в чьи обязанности теперь будет вверятся проверка правильности заявления пошлин на ввозимые товары.
Основная цель новой системы контроля: корректное выстраивание таможенной стоимости товаров, ввозимых из третьих стран и избежание появления заниженных цифр, как, например, неоднократно случалось с электромобилями, ввозимыми в Россию из Киргизии.
Новые правила вступят в силу с 1 апреля 2024 г.: недоплаченную пошлину за ввоз автомобиля из стран объединения на территорию России будут взимать в составе утилизационного сбора. Для граждан и компаний, ввозящих автомобили из стран ЕАЭС и растаможивающих транспорт непосредственно в России, процедура останется без изменений.
Таким образом, прежде всего инициатива направлена на соблюдение честной конкуренции и защиту интересов стран-участниц. Размеры таможенных сборов будут однообразными вне зависимости от того, в какую из стран ЕАЭС ввозится техника; к тому же с 2022 года многие сопредельные с Россией страны ввели повышенную плату за транзит техники по своей территории, что уже сделало подобные поставки менее выгодными.
В перспективе внедрение системы управления рисками может снизить объем параллельного импорта автомобилей, сделав его менее привлекательным с материальной точки зрения для потребителя, повысив при этом импорт из Китая.