

Иностранные вывески и названия запретят: правда или нет?
Они уже запрещены, а будут запрещены еще больше. Есть исключения, и в частности это зарегистрированные товарные знаки. Рассмотрим ситуацию по порядку.
Какие вывески и названия запрещены сейчас?
Сейчас в России действует закон №53-ФЗ «О Государственном языке Российской Федерации, согласно которому реклама в России должна быть обязательно на русском языке.
Если у вас яркая рекламная вывеска с иностранными словами без перевода, то это нарушение законодательства о рекламе, и согласно статье 14.3 КоАП РФ, за него юридическим лицам положен штраф до 500 тыс. рублей.
Но есть исключения:
— Это, в частности, товарные знаки.
Если у компании зарегистрирован товарный знак, он может использоваться на иностранном языке без перевода, в том числе и на вывеске.
— Нерекламная информация: например, малоприметная информационная вывеска на иностранном языке с указанием видов услуг и часов работы, при наличии перевода.
Какие изменения хотят внести в закон о русском языке?
В 2023 году в Госдуму был внесен законопроект о том, что на русском языке должна быть не только реклама, но и вообще любая «информация, предназначенная для публичного ознакомления потребителей».
Для этого планируется внести изменения во многие законодательные акты, в частности в закон «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О массовой информации», Градостроительный кодекс и др.
Чем отличается реклама от информации – об этом было много споров в связи с законом о маркировке, и в новом законопроекте перечень такой информации прописан довольно подробно:
— информация о классе или виде товара (работы, услуги) или отдельных группах товаров
— информация о потребительских свойствах и характеристиках
— информация об условиях приобретения товаров (работ, услуг)
— информация о функционировании и доступности организации
— информация об используемом организацией коммерческом обозначении.
Всё это должно быть на русском языке, за исключением товарных знаков и фирменных наименований.
В январе 2025 г. снова стали говорить об активизации принятия этого или подобного законопроекта.
Закон могут принять очень быстро, это мы уже наблюдали в случае повышения пошлин на регистрацию интеллектуальной собственности. Повышенные на 30% и более пошлины внедрили меньше чем за неделю.
Что можно будет оставлять на иностранном языке без перевода – зарегистрированные товарные знаки.
Это могут быть:
— названия организаций и их торговых либо производственных предприятий
— названия продуктов и их серий (линеек)
— названия жилых комплексов (последнее время стало модно называть их на английском)
— слоганы, любые фразы, относящиеся к деятельности компаний
— логотипы с нанесенными надписями на иностранном языке
и многое другое.
При этом поданная в Роспатент заявка на товарный знак не означает наличие регистрации. Товарный знак регистрируется только тогда, когда он одобрен экспертизой, а процесс экспертизы может занимать несколько месяцев.
Почему еще важно регистрировать товарные знаки?
Кто первый зарегистрировал товарный знак, тому и принадлежит название, логотип и другие средства индивидуализации.
Владелец товарного знака, в свою очередь, может запрещать другим использовать этот товарный знак (или сходное с ним обозначение), в том числе, потребовать изъять из оборота все товары с нанесенным названием или логотипом, убрать все вывески и рекламу в интернете, обязать выплатить компенсацию в размере до 5 000 000 рублей (или даже большем) и многое другое.
По данным Роспатента, только за 2024 год было подано более 120 тысяч заявок на товарные знаки, а на конец 2023 года всего в России действовало более 800 тысяч товарных знаков.
Простыми словами: чтобы вы не стали нарушителем, вам нужно пройти регистрацию товарного знака вне зависимости от того, иностранное у вас название или нет.
Если у вас есть вопросы, будем рады вас проконсультировать и подобрать грамотную стратегию защиты ваших прав.